- сын
- — кроме обычного значения очень часто означает в Писании потомка вообще, являющегося также как бы проявлением и воплощением отца (предка).Например, в 1Пар.4:1 Фарес, Есром, Харми, Хур и Шовал названы сыновьями Иуды, хотя их родословие протянулось от переселения Иакова в Египет до входа Израиля в обетованную землю (то есть более, чем на 300 лет) (см. схемы ниже).Иуда (как в 1Пар.4:1 )|Фарес, Есром, Харми, Хур, Шовалфактически| Иуда || | || Фарес, | Зара --------- | --+ | (в Египет)| | | | | || Есром | | Завдий || | | | | || Иерахмеил, | | | || Арам, Халев | | || | \\ | | | || | Хур (Ор), | Шовал | | || | | | | | || | Веселеил | | | | (из Египта)| | Харми || | | || | Ахан |Далее, в 1Пар.9:11 ; Неем.11:11 Садок назван сыном Мераиофа, хотя между ними было еще по крайней мере девять поколений, а Мераиоф назван сыном Ахитува, хотя между ними в другом месте указано еще несколько поколений (см. следующую схему). Аналогичную картину мы видим и во многих других местах (·срн. Быт.10:22 -23 и 1Пар.1:17 ; 1Пар.9:12 и Неем.11:12 ; 1Пар.23:8 и 26.21-22; Езд.5:1 и Зах.1:1 ).| 1Пар.6:4 -13 | то же в 1Пар.9:11 ; Неем.11:11 | то же в Езд.7:3| Авишуй | Ахитув || | | | || Буккий | | || | | | || Озия | | || | | | || Зерахия | | || | | | || Мераиоф | Мераиоф | Мераиоф| | | | | || Амария | | | || | | | | || Ахитув | | | || | | | | || Садок | | | || | | | | || Ахимаас | | | || | | | | || Азария | | | || | | | | || Иоанан | | | || | | | | || Азария | | | Азария| | | | | || Амария | | | Амария| | | | || Ахитув | | || Садок | Садок || | | | || Селлум | Мешуллам || | | | || Хелкия | Хелкия || | | | || Азария | Азария(Сераия) |В 1Пар.2:33 сыновьями Иерахмеила названы все его потомки, перечисленные в ·ст. 25-33, а перечисленные в 1Пар.23:7 -11, все названы сынами Лаедана (см. ·ст. 9,11).В 1Пар.7:23 ,25-27 сыновьями Ефрема названы все последующие поколения до И.Навина включительно (см. Аммиуд,а).В 1Пар.2:31 ,34-35 сыном Шешана из колена Иудина назван сын его дочери от раба-египтянина (см. Аттай,а), а в Руф.4:17 Овид назван сыном Ноемини. В подобном же смысле в 1Пар.1:50 употреблено даже и слово «дочь» (·срн. Быт.36:39 ).Таким образом, понятие «сын» в Священном Писании объединяет как бы в одно тело и отцов и детей (Втор.6:2 ), и даже больше — символизирует продолжение одного и того же дела (Прит.30:4 ). Поэтому в Писании сыновья часто называются именами отцов (2Цар.19:24 ; 2Пар.15:8 , относительно курсива см. Библия) (см. тж Авия,в; Матфания,б; Шевуил,а).Учитывая все изложенное становится понятным, что такое выражение, как напр., «сыны пророческие» (3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3 ,5,7) означает не наследников пророков по плоти, а причастников дара пророческого — пророков. «Сын блудницы» (Втор.23:2 ) означает не сына развратной женщины, а причастника разврата и идолопоклонства — отступника. Также и «сыны священнические» (Неем.12:35 ) не означает потомков Аарона, но учеников или сослужителей священников.Подобное же значение несут выражения: сын чужой (Иез.44:9 ), сыны царства (Мат.8:12 ), сыны чертога брачного (Мат.9:15 ), сыны геенны (Мат.23:15 ), сыны громовы (Мар.3:17 ), сын мира (Лук.10:6 ), сыны воскресения (Лук.20:36 ), сын погибели (Иоан.17:12 ; 2Фес.2:3 ), сыны противления (Еф.2:2 ).Сыном в Священном Писании называются также ближайшие ученики (1Цар.3:6 ; 1Тим.1:2 ,18; 2Тим.2:1 ; Тит.1:4 ; Флм.1:10 ).Сыном иногда признают (называют) неродного ребенка (напр., Моисей — сын дочери фараона, Исх.2:10 ). Сегув, сын дочери Махира (колено Манассиино) и Есрома (колено Иудино) (1Пар.2:21 ) был, по-видимому, Махиром усыновлен, ибо Иаир, сын Сегува в Чис.32:41 назван сыном Манассии, а не Иуды. И удел Иаир получил среди сынов Манассии. Израиль усыновил Ефрема и Манассию (Быт.48:5 ) и они оба получили по уделу, как и прочие сыны Израиля. Бог усыновил всего Израиля (Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Рим.9:4 ) и сделал его Своим уделом (Исх.19:5 ). Верующих Бог усыновляет через Иисуса Христа (Иоан.1:12 -13; Иак.1:18 ; 1Иоан.3:1 -2; Рим.8:14 -17,29; Гал.4:4 -7; Еф.1:4 -5) и дает им особый удел (1Пет.2:9 ). (см. тж имя, Махол, родить, родословие)
Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии. В.П. Вихлянцев. 2003.